РЕКОМЕНДАЦИИ по эксплуатации и устранению неисправностей подвесных лодочных моторов "Вихрь". Самара-1998 г. |
Автор и составитель:
© Журавлев В.Ю.Компьютерная верстка:
© Журавлев Д.Ю.СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Неисправности мотора
РАЗДЕЛ 1
1.Запрещенные действия с мотором.
№ |
Запрещено |
Выходит из строя |
1.1. |
Запускать мотор без погружения в воду. |
Двигатель. |
1.2. |
Эксплуатировать мотор с неисправной системой охлаждения. |
Двигатель. |
1.3. |
Эксплуатировать мотор на глубинах менее 0,8 метров. |
Система охлаждения. |
1.4. |
Устанавливать мотор на транце так, чтобы антикавитационная плита находилась выше днища судна. |
Система охлаждения, гребной винт. |
1.5. |
Эксплуатировать мотор, даже кратковременно, на чистом бензине без масла. |
Цилиндро-поршневая группа, коленвал, подшипники. |
1.6. |
Эксплуатировать мотор без смазки в редукторе. |
Редуктор. |
1.7. |
Развивать обороты более 3000 в минуту при запуске, холостом ходу и прогреве. |
Шатунные подшипники. |
1.8. |
Развивать обороты на ходу более 5200 в минуту. |
Шатунные подшипники. |
1.9. |
Эксплуатировать мотор непрерывно на максимальной мощности более 2 часов. |
Двигатель. |
1.10. |
Запускать и эксплуатировать мотор с отсоединенной и незаземленной одной свечой. |
Трансформаторы, конденсаторы, изоляция. Возможен пожар. |
1.11. |
Проворачивать двигатель с отсоединенными и незаземленными свечами, высоковольтными проводами и трансформаторами. |
Трансформаторы, конденсаторы, изоляция. Возможен пожар. |
1.12. |
Страгивать с места (подтягивать) винты крепления магнитов на маховике. |
Магнето. |
1.13. |
Производить ремонт электрооборудования без отключения аккумулятора. |
Магнето. |
1.14. |
Проворачивать двигатель против часовой стрелки. |
Водяная помпа. |
1.15. |
Проворачивать двигатель за гребной винт при включенном реверсе. |
Редуктор. |
1.16. |
Запускать мотор с включенным реверсом. |
Опасно для жизни и окружающих. |
1.17. |
Эксплуатировать мотор без кожуха-обтекателя. |
Опасно для жизни и окружающих. |
1.18. |
Допускать скопление в поддоне топливной смеси и масла. Это является источником пожара при выхлопах карбюратора. |
Опасно для жизни и окружающих. |
1.19. |
Категорически запрещается применение масел, не предусмотренных инструкцией по эксплуатации (для рабочей смеси автол и МС-20, для редуктора - нигрол). Например, применение "жигулевского" масла может привести к одновременному выходу из строя всех перечисленных деталей двигателя. |
Картер, коренные и шатунные подшипники, поршни, поршневые кольца, блок цилиндров, редуктор. |
2. Рекомендации по эксплуатации.
2.1
При запуске мотора шнуром, наматывайте на маховик полтора оборота шнура. При одном обороте шнура возможен выхлоп в карбюратор и возгорание двигателя, при двух и более оборотах шнура возможен его захват маховиком и травма рук.2.2
После запуска мотора сразу же сбросьте обороты до минимальных устойчивых, иначе двигатель "пойдет в разнос".2.3
После запуска и перед остановкой мотора прогрейте (охладите) его работой на малых оборотах в течение двух-трех минут.2.4
После каждого часа непрерывной работы на максимальной мощности переведите мотор на 10-15 минут в режим средних оборотов.2.5
Переключение реверса производите на минимальных устойчивых оборотах быстро и четко.2.6
Увеличение (уменьшение) оборотов производите плавно (в идеале - в течение одной минуты).2.7
Не допускайте работы двигателя на оборотах более чем 5000 в минуту.2.8
Наиболее благоприятный режим работы двигателя - 85 % от максимальной мощности. Практически при той же скорости, что и на максимальной мощности, уменьшается расход топлива и значительно увеличивается моторесурс двигателя.2.9
Наиболее благоприятный температурный режим работы двигателя, когда температура воды в системе охлаждения равна 55-60°С. Предельно допустимая температура - 70°С, критическая - 80° С. При температуре менее 50° С происходит интенсивное нагарообразование.2.10
Лучшие условия для работы гребного винта, при которых обеспечивается максимальная скорость, когда антикавитационная плита мотора расположена ниже днища на 40-80 мм и правильно выбран угол наклона мотора к транцу.
2.11
Следите за состоянием смазки в редукторе. При изменении ее цвета, наличии включений или воды, уменьшении количества - смазку необходимо слить, редуктор промыть чистым бензином и вновь залить смазку в количестве 100-125 г, но не более 150 г.2.12
Не оставляйте неработающий мотор в воде на длительное время.2.13
Никогда не поднимайте мотор из воды при остановках, если температура воздуха ниже 0 °С.2.14
Обязательно перед зимним хранением слейте воду из системы охлаждения, медленно прокрутив двигатель стартером 6-8 раз. Через сутки повторите процедуру. Слейте смазку редуктора, промойте его чистым бензином и залейте новую смазку. Прокрутите двигатель стартером несколько раз для разбрызгивания смазки в полости редуктора.3. Уход за мотором
3.1
Перед каждым плаванием.3.2
Через 20 часов работы (израсходовано 10 баков):3.3
Через 50 часов работы (израсходовано 25 баков):3.4
Через 100 часов работы (израсходовано 50 баков) и перед очередным сезоном:4. Обкатка мотора
Обкатка мотора разделяется на:
- обкатку нового мотора;
- обкатку мотора после ремонта;
- обкатку мотора после ремонта редуктора.
4.1
Обкатка нового мотора производится в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации.4.2
Обкатка мотора после ремонта двигателя производится, если были заменены:При обкатке необходимо:
- использовать свечи А11У или А16У;
- первые 0,5 бака топлива выработать на холостом ходу (не включая реверса);
- соблюдать режим и время обкатки соответственно п.п. 4.4 и 4.5;
После обкатки необходимо:
- заменить свечи А11У (А16У) на СИ-12РТ;
- отрегулировать карбюратор.
4.3
Обкатка мотора после ремонта редуктора производится, если были заменены:При обкатке необходимо:
- первый бак топлива выработать на холостом ходу (не включая реверса);
- соблюдать режим и время обкатки соответственно п.п. 4.4 и 4.5.
После обкатки сменить масло в редукторе.
4.4
Продолжительность обкатки (в баках топлива) и количество масла в топливе на 20 литров бензина.Замененные детали |
Продолжительность обкатки |
Кол-во масла на 1 бак топлива |
|
На холостом ходу |
Общая продол-жительность |
||
Поршневые кольца |
0,5 бака |
1 бак |
1,2 литра |
Золотниковые шайбы |
|||
Подшипники картера |
|||
Поршни или поршни с кольцами |
0,5 бака |
2 бака |
1,2 литра |
Блок цилиндров |
|||
Коленвал |
|||
Подшипники редуктора |
0,5 бака |
1 бак |
1 литр |
Шестерни редуктора |
1 бак |
5 баков |
1 литр |
Редуктор в сборе |
1 бак |
5 баков |
1 литр |
4.5
Режим обкатки на 1 бак топлива (2-х часовой режим):Примечание:
5. Регулировка карбюратора
5.1
Карбюратор двигателя "Вихрь" имеет три регулируемые характеристики:Необходимое качество и количество смеси на средних и полных оборотах обеспечивается только главным жиклером.
Регулировка двигателя по пунктам а) и б) необходима для устойчивой работы на холостом ходу, а главное - для снижения ударных нагрузок при включении реверса.
Регулировка по пункту в) необходима как для работы на холостом ходу, так и для среднего и полного газа.
Уровень топлива должен быть 20 мм
+ 1 мм от верхнего среза поплавковой камеры (игольчатый клапан должен надежно перекрывать топливо при его уровне 20 мм).5.2
Частичная регулировка производится при нарушении заводской регулировки.5.3
Полная регулировка производится после разборки и ремонта карбюратора.Примечание:
6. Регулировочные данные.
№ п/п |
ПАРАМЕТРЫ |
Единица измерен. |
Пределы |
6.1 |
Зазор между контактами прерывателя. |
мм |
0.3 - 0.4 |
6.2. |
Зазор между электродами свечи. |
мм |
0.5 - 0.6 |
6.3. |
Зазор между блоком стартера и маховиком. |
мм |
7 - 8 |
6.4. |
Зазор в замке поршневого кольца в цилиндре. |
мм |
0.2 - 0.65 |
6.5. |
Уровень топлива в поплавковой камере от ее верхнего среза. |
мм |
19 - 21 |
6.6. |
Осевое перемещение коленвала в картере. |
мм |
0.05 - 0.3 |
6.7. |
Зазор в зацеплении шестерен редуктора. |
мм |
0.13 - 0.25 |
6.8. |
Минимальный зазор между стаканом редуктора и гребным винтом. |
мм |
0.8 |
6.9. |
Осевое перемещение гребного вала. |
мм |
До 2 |
6.10. |
Осевое перемещение гребного винта по валу. |
мм |
До 2 |
6.11. |
Наибольший угол опережения зажигания. |
Градус, мм до ВМТ |
30 5.02 |
Надежность и долговечность мотора зависят от правильной его эксплуатации и своевременного проведения регламентных работ (см. Раздел 1, п. п.1,2,3).
Большое значение имеет правильная обкатка мотора (см. Раздел 1, п.4).
Надежность и долговечность редуктора, кроме того, зависят от герметичности его уплотнений и своевременной замены смазки
1. Неисправности и топливо.
№ п/п |
Дефекты топлива |
МОТ – влияние на мотор ОПР – определение неисправности УСТ – устранение неисправности |
1.1. |
Нештатный бензин (НБ). |
МОТ – не заводится; работает с перебоями; стучит; перегревается; обороты ниже нормы; глохнет во время работы.ОПР - по работе мотора. УСТ – удалить НБ из системы питания. НБ можно использовать, разбавляя его на 2/3 объема штатным бензином. |
1.2. |
Нештатное масло (НМ). |
МОТ – неустойчивый холостой ход; обороты ниже нормы, выход из строя двигателя (см. Раздел № 1, п. 1.19).ОПР - по работе мотора. УСТ – заменить топливную смесь. |
1.3 |
Грязное топливо. |
МОТ – засорение топливной системы.ОПР - по состоянию фильтра бензонасоса. УСТ - слить топливную смесь; заливать топливо в бак через воронку с мелкой сеткой; следить за исправностью фильтра топливного бака. |
1.4 |
Вода в топливе. |
МОТ – не запускается; глохнет, работает с перебоями.ОПР – капельки воды в отстойнике бензонасоса и на свечах. УСТ – процедить топливо через замшу. |
1.5 |
Не перемешана топливная смесь. |
МОТ – возможна работа на чистом бензине, что недопустимо (см. Раздел 1, п. 1.5); возникают масляные пробки, и прекращается подача бензина. |
1.6 |
Много масла в топливе. |
МОТ - затруднен запуск; перебои в работе; не развиваются обороты; закоксовываются свечи; замасливается карбюратор; происходит интенсивное нагарообразование.ОПР - свечи закоксованы; обильный сизый дым при работе двигателя. |
1.7 |
Мало масла в топливе. |
МОТ - перегревается; не развиваются обороты; износ элементов двигателя; надиры поршней и цилиндров; возможно заклинивание. |
1.8 |
Обедненная топливная смесь. |
МОТ - перегревается; прогар поршней; выход двигателя из строя.ОПР - по состоянию свечей (см. примечание);
Эксплуатировать мотор на обедненной смеси нельзя, т.к. возможна серьезная авария. УСТ - обеднение смеси возникает от недостатка топлива при работе на больших оборотах, что может быть обусловлено:
|
1.9 |
Богатая топливная смесь. |
МОТ – горячий двигатель не заводится; двигатель "вяло" переходит с режима на режим.ОПР – по работе двигателя; по состоянию свечей (см. примечание). УСТ – обогащение возникает от избытка топлива при работе на больших оборотах, что может быть обусловлено:
|
Примечание.
Определение качества смеси по состоянию свечей при работе двигателя на больших оборотах :светло-коричневый или коричневый цвет - смесь нормальная,
Лучше эксплуатировать мотор на богатой смеси, но ни в коем случае не на бедной.
2. Некоторые неисправности топливной системы.
№ п/п |
Неисправность |
МОТ- влияние на мотор ОПР - определение неисправности УСТ - устранение неисправности |
2.1 |
Засорение топливной системы. |
МОТ - затруднен запуск; мотор глохнет во время движения, работает с перебоями; смесь обедняется; самопроизвольно снижаются обороты.ОПР - по состоянию фильтра бензонасоса.УСТ - см. Раздел 2, п.1.3; прочистить всю топливную систему. |
2.2 |
Негерметичность топливной системы. |
МОТ - не развиваются обороты; обороты самопроизвольно падают вплоть до остановки; неравномерная работа с перебоями.ОПР - визуально по подтекам топлива; при подкачке топлива "грушей " дефект работы двигателя исчезает. УСТР - подтянуть крепеж топливной системы; проверить герметичность топливных шлангов по выделению пузырьков при погружении их в воду. |
2.3 |
Неисправность "груши" (засорен клапан, негерметичность) |
МОТ - см. п. 2.2 МОТ.ОПР - "груша" неупругая и медленно расправляется после нажатия значит:Герметичность проверить как в п. 2.2 (бензошланг должен продуваться по ходу топлива, т.е. по направлению к мотору, а обратно - нет). |
2.4 |
Неисправность бензонасоса. |
МОТ - см. п. 2.2 МОТ.ОПР - при подкачке топлива "грушей " дефекты работы двигателя могут исчезать;визуально - падает уровень в карбюраторе. УСТР - бензонасос должен продуваться по ходу топлива, а обратно - нет. Если он продувается в оба направления, значит, неисправны клапаны - их надо заменить;- если при "наддуве" по ходу топлива воздух проходит рывком, значит, залипает клапан - его надо промыть в растворителе для нитрокрасок, а затем в чистом бензине. |
2.5 |
Засорение жиклеров и клапана карбюратора или их замасливание. |
МОТ - частично или полностью прекращается подача топлива и как следствие см. п. 2.1. МОТ.ОПР - по работе двигателя.УСТР - карбюратор разобрать и промыть растворителем для нитрокрасок, продуть каналы и жиклеры, промыть все чистым бензином. |
2.6 |
Разрегулирован карбюратор. |
МОТ - см. п. 2.1 МОТ.ОПР - по работе двигателя.УСТР - см. раздел 1., п.5. |
2.7 |
Переполнение карбюратора. |
МОТ - не запускается, работает с перебоями.ОПР - течь топлива из под крышки карбюратора; мотор запускается без подсоса.УСТР - причины переполнения:
Устранить негерметичность клапана и перекосы. Проверить герметичность поплавка (опустить его в воду t = 90-100° С - в месте негерметичности будут выделяться пузырьки воздуха). Место течи запаять, а в походных условиях место течи затереть мылом (оно не растворяется бензином). |
2.8 |
Пересос топлива. |
МОТ - не запускается.ОПР - свечи залиты топливом.УСТР - вывернуть обе свечи, закрыть дроссельную заслонку и прокручивать двигатель стартером до полного удаления топлива из цилиндров.Внимание! Во избежание пожара см. Раздел 1 п.п. 1.10 и 1.11. |
3. Некоторые неисправности системы зажигания.
№ п/п |
Неисправность |
ИСКРА - влияние на искрообразование ОПР - определение неисправности и устранение |
3.1 |
Дефекты электропроводки. |
ИСКРА: нет или с перебоями.ОПР: |
3.2 |
Неисправна свеча. |
ИСКРА: нет или с перебоями;ОПР : свеча должна быть чистой, юбочка без трещин, электроды без оплавлений. Зазор между электродами должен быть равен 0,5-0,6 мм.Проверить качество свечи лучше всего заменой ее на заведомо исправную. |
3.3 |
Неисправен трансформатор |
ИСКРА: нет или с перебоями.ОПР: 1. Обрыв низковольтного провода у основания под кембриком - провод припаять. 2. Сломана высоковольтная игла – заменить трансформатор. 3. Дефект катушек трансформатора проверяется заменой его на заведомо исправный. |
3.4 |
Неисправен конденсатор |
ИСКРА: нет или с перебоями.ОПР: 1.Проверить неисправный конденсатор без специальных приборов невозможно, поэтому проверку проводят путем замены предполагаемого дефектного на заведомо исправный. Примечание: Поскольку доступ к конденсаторам затруднен, целесообразно вынести их с основания МВ-1 в доступное место. В этом случае, кроме того, исключается возможность захвата конденсатора маховиком и полного вывода МВ-1 из строя. |
3.5 |
Разрегулированы контакты прерывателя. |
ИСКРА: есть.ОПР: 1. Если зазор между контактами превышает 0,4 мм, возникает большой угол опережения, раннее зажигание и как следствие: 2. Если зазор между контактами менее 0,3 мм - мал угол опережения, возникает позднее зажигание и как следствие, не развиваются полные обороты. |
3.6 |
Загрязненные контакты прерывателя. |
ИСКРА: нет или с перебоями.ОПР: осмотреть контакты через лупу - возможно попадание масла, грязи, стружки, опилок.Контакты прочистить тряпочкой, смоченной в чистом бензине, а затем - чистой и сухой. |
3.7 |
Подгорание контактов прерывателя. |
ИСКРА: нет или с перебоями.ОПР: контакты максимально развести и осмотреть через лупу.Контакты зачистить, придав им округлую форму. |
3.8 |
Расшатана стойка подвижного контакта. |
ИСКРА: есть или с перебоями.ОПР: возникает переменный зазор в контактах. Последствия как в п. 3.5.Отремонтировать стойку или, если это невозможно, заменить магнето. |
3.9 |
Загрязнение основания магнето. |
ИСКРА: нет или с перебоямиОПР: Визуально: основание магнето замасливается и накапливается грязь из-за износа сальника в верхней крышке картера.Снять магнето, промыть чистым бензином и просушить. Проверить крепление конденсаторов, исправность всех элементов, наличие нагара на контактах, отсутствие следов задевания маховика за элементы магнето. Элементы магнето не должны выступать за пределы его основания - иначе возможен их захват маховиком и полное разрушение магнето. |
3.10 |
Слабое искрообразова-ние. |
ИСКРА : слабая оранжевого цвета или совсем отсутствуетОПР: отсоединить провод от свечи и поднести его к неокрашенной части двигателя на расстояние 1-3 мм. При нормальной работе зажигания искра должна пробивать воздушный промежуток 5-7 мм. Отводить провод более чем на 10 мм нельзя. Предупреждение: В поддоне не должно быть следов бензина и масла. |
3.11 |
Размагничивание маховика. |
ИСКРА: с перебоями, но чаще отсутствует на одной и реже на обеих свечах.ОПР : только путем замены маховика.Примечание: Размагничивание происходит, если маховик хранился с металлическими предметами или по нему производили удары металлическими предметами (например, молотком). Запрещено заменять магниты и страгивать с места винты крепления магнитов |
3.12 |
Разболтан эксцентрик маховика. |
ИСКРА: есть, но опережение зажигания хаотично меняется.ОПР: мотор запускается с трудом, работает с перебоями. Зафиксировать эксцентрик штифтом. |
3.13 |
Износ посадочного места магнето. |
ИСКРА: есть, но зазоры между электродами имеют переменную величину.ОПР: см. п. 3.5.Ремонт посадочного места сложен и должен производится в специальной мастерской |
Примечания:
4. Неисправности системы охлаждения.
4.1.
Неисправности, возникающие при эксплуатации:4.2.
Неисправности, возникающие после некачественного ремонта водяной системы:Примечания:
5. Неисправности редуктора.
5.1.
Неисправности, возникающие при эксплуатации:6. Основная неисправность мотора - двигатель не запускается.
Двигатель не запускается чаще всего по следующим причинам :
1
. Некачественное топливо (см. Раздел 2 п. 1.);Двигатель не запускается после ремонта чаще всего если :
1. Неправильно установлены поршни;
2. Неправильно установлены золотниковые шайбы;
3. Перепутаны высоковольтные провода.
6.1.
Топливо не поступает в камеру сгорания по следующим причинам:6.2.
Искрообразование может иметь следующие дефекты:6.3.
Несовпадение искрообразования с фазой сжатия происходит вследствие:6.4.
Компрессия может отсутствовать по следующим причинам:7. Последовательность и приемы поиска неисправностей.
При определении неисправностей надо следовать от простого к сложному.
Первой проверяется система питания, затем - система зажигания, и лишь после этого - выявляются неисправности двигателя, требующие разборки и регулировки.
7.1
Двигатель не запускается.7.1.1.
Проверить качество соединений электропроводки, соединение высоковольтных проводов со свечами, положение тумблера и кнопки “стоп”, наличие топлива в карбюраторе, правильность соединений высоковольтных проводов. Если все в норме, см. п.7.1.2.7.2.
Двигатель запускается, но вскоре глохнет.7.3.
Нет искры на одной свече.7.4.
Нет искры на обеих свечах.Выход из строя обеих свечей возможен при использовании нештатного масла, а обоих трансформаторов или конденсаторов при проворачивании двигателя без заземления высоковольтных проводов.
7.4.1.
Заменить обе свечи на заведомо исправные.7.5.
Двигатель глохнет или самопроизвольно снижает обороты на ходу.Возможные причины:
- Перегрев двигателя (см. п. 7.5.1.);
- Засорение топливной системы (см. п. 2.);
- Некачественное топливо (см. п. 1.);
- Неисправен топливный насос (7.2.2.);
- Прекращает работу или работает с перебоями один из цилиндров (см. п. 7.5.2.);
- Происходит подсос воздуха (см. п. 7.5.3.).
7.5.1.
Если мотор на ходу снижает обороты, проверьте его температуру. Обороты могут падать от перегрева одного или обоих цилиндров. Такой мотор эксплуатировать нельзя - может произойти серьезная авария. Необходимо выяснить и устранить причину перегрева.8. Внешние признаки некоторых неисправностей.
№ п/п |
Внешние проявления |
Вероятная причина |
8.1. |
“Свист” или “стук” на малых оборотах и на холостом ходу, которые при увеличении оборотов исчезают, а затем появляются вновь. |
Ослаб стяжной болт коленвала. |
8.2 |
Неожиданное падение оборотов, сопровождающееся выбросом топлива из карбюратора. |
Произошла поломка золотниковых шайб. Необходимо немедленно остановить мотор. |
8.3. |
Неожиданное падение оборотов. |
См. п. 7.5. |
8.4. |
Хлопкив карбюраторе при запуске. |
|
8.5. |
Хлопки в глушителе и дейдвуде при запуске. |
Перепутаны высоковольтные провода. |
8.6. |
Хлопки в карбюраторе (редкие) на ходу. |
|
8.7. |
Хлопки в карбюраторе со снижением мощности. |
Возможен выброс пламени из карбюратора. |
8.8. |
Неустойчивый ритм работы, обороты пониженные, перегрев, хлопки в карбюраторе. |
|
8.9. |
Глухой звук выхлопа, тряска, плохая приемистость. |
Богатая смесь (см. п. 1.9.). |
8.10. |
Мотор глохнет при включении реверса. |
|
8.11. |
Холодный мотор заводится безподсоса. |
Богатая смесь холостого хода (см. п. 1.9.): такой двигатель после кратковременной остановки будет заводится с трудом. |
8.12. |
“Горячий” мотор плохо заводится. |
“пересос” топлива (см. п.п. 2.7., 2.8.). |
8.13. |
При переводе газа на min двигатель глохнет. |
|
8.14. |
Свечи сухие при запуске с подсосом. |
|
8.15. |
Свечи залиты топливом. |
“Пересос” топлива (см. п. 2.8.). |
8.16. |
“Груша” неупругая, медленно распрямляется после нажатия. |
|
8.17. |
“Груша” самопроизвольно сжимается во время работы. |
|
8.18. |
Коррозия коленвала на посадочном месте. |
Касание маховика элементов магнето. |
ПАМЯТКА
1. Документация.
В соответствии с требованиями пункта 8 “Правил пользования маломерными судами... на водоемах Самарской области” (на 01.01.98 г.) судоводитель обязан иметь:
2. Огни.
В соответствии с требованиями пунктов 44.1., 44.2., 44.3., 44.7., “Правил плавания по внутренним водным путям РФ” маломерное судно должно
иметьна ходу под мотором:
на ходу на веслах или на буксире:
при стоянке на якоре в местах, где могут плавать другие суда:
3. Сигналы бедствия.
В соответствии с требованиями пунктов 44.10. и 40.1. “Правил плавания по внутренним водным путям РФ” судно, когда оно терпит бедствие и требует помощи использует (раздельно или вместе)
:4. Спасательные средства.
На маломерном судне должны быть следующие спасательные средства:
5. Бортовое снаряжение.