На главную

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ И СВ. АПОСТОЛЫ.

В своём бессмертном труде по истории Русской Православной Церкви, митрополит Макарий, указывал на то обстоятельство, что первыми проповедниками Евангелия среди славян были св. апостолы Андрей, Матфей, Фаддей и Варфоломей. Что же касается полковника Ракинта, составившего по Высочайшему повелению очерк о распространении христианства в южных областях России, то среди апостолов проповедовавших в причерноморских областях, он дополнительно указывал Симона Зилота, Иуду Якова и Филиппа Галилеянина.

Как бы там ни было, но мы должны признать не приходящую значимость боговдохновенных трудов, всех вышеперечисленных апостолов, а в особенности Св. Фаддея и его ученика Св. Елисея, основавших епископство на западных берегах Каспия и в устье Волги, Нельзя не преклониться и перед апостолом Филиппом, 20 лет проповедовавшим святое Евангелие среди народов населявших берега Дона, Кубани и Днепра. Однако, вне всякого сомнения, наибольшее значение в деле обращения древних славянских народов в христианскую веру принадлежит апостолу Андрею Первозванному, который не только проповедовал святое писание, но и основал множество частных церквей в Приазовском крае, одни из которых вошли в состав епархии готов, а другие же влились в епархию скифов. Знаменит Андрей Первозванный ещё и тем, что он был единственный из апостолов проникший в самую глубь скифской державы, вплоть до берегов Ильменя. По всему маршруту своего движения он не только проповедовал веру в Иисуса Христа, но и устанавливал на святых местах кресты каменные.

 

ПЕРВОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Многие выдающиеся деятели Русской церкви и Русского государства по праву считали апостола Андрея первым крестителем Руси Доказательством тему служили не только византийские, армянские и грузинские хроники, но и великое множество чисто русских летописных свидетельств. Для окончательного решения вопроса о принятии христианства древними славянами непосредственно от святых апостолов, необходимо было предоставить хоть какие-нибудь материальные свидетельства о пребывании Андрея Первозванного на территории Российского государства.

Не приходится сомневаться в том, насколько значимым для Русской Православной Церкви и для русского народа в целом, оказалась бы находка хоть одного фрагмента тех храмов и крестов, которые согласно письменным источникам, апостол оставил на местах им освящённых. Однако титанические усилия церкви и государства не принесли желаемых результатов. Многочисленные легенды и предания так и остались не подкреплёнными археологическими находками, вследствие чего под сомнение был поставлен сам факт пребывания Андрея Первозванного и других апостолов, в пределах государства Российского.

Не последнюю роль в дискредитации самого факта апостольской проповеди среди славян, сыграло слепое отрицание существования государственного образования донских русов, или так называемой Азовской Руси, хорошо известной не только в Византии, но и в Закавказье. Предана забвению оказалась и основанная святыми апостолами епархия Томи, Таны (Тамани, Дона) и прочей Скифии, А ведь подписи иерархов Азовской Руси, епископов и митрополитов Томи и Таны, Скифии Боспорянской к Боспора стоят под актами Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году, Второго (381), Третьего (431), Четвёртого (451), Пятого (553), Седьмого (787). Известный толкователь Библии 9 века, Валафрид Страбон писал: "у некоторых скифских племён, преимущественно у Томитан, и до сего времени богослужение отправляется на их собственном языке". Примерно в то же самое время Св. Кирилл, путешествую по Приазовью, приобрёл у одного русина Библию и Псалтырь, писанную на русском языке и русскими буквами.

Из анализа огромного количества достоверных исторических свидетельств, мы можем сделать однозначный вывод о том, что первое крещение Руси, было осуществлено ещё в апостольские времена, с коих пор вера христианская не покидала Русскую землю. Сам факт апостольской проповеди на Руси широко засвидетельствован в письменных источниках. Есть ему множество доказательств и среди археологических находок, многие из которых напрямую связываются с проповедью апостола Андрея. Нет среди них только легендарных каменных крестов, которые апостол устанавливал; на всех освещённых им местах.

Однако не будем торопиться с окончательными выводами...

 

СВЯЩЕННЫЙ ХОЛМ.

Сейчас уже никто не скажет, когда и при каких обстоятельствах, стал называться Священным, один из донских холмов, на котором располагалось когда-то, знаменитое Кобяковское городище. Давно это было. Так давно, что к середине XX века в памяти аксайских старожилов сохранились лишь смутные воспоминания о каких-то таинственных монахах долгое время живших в глубинах кобяковских подземелий, о старообрядцах совершавших на его вершине тайные мессы, о каких-то загадочных волхвах с длинными белыми бородами, время от времени навещавших это удивительное место. Говорили о чудесных видениях на его вершине то ли воздушного храма, то ли светящегося креста, или огненного столпа.

Среди охочих на выдумки были и такие, которые рассказывали о том, что холм этот стал зваться Священным, после того, как его окрестил сам Андрей Первозванный и установил на его вершине огромный каменный крест. Другие же говорили, что апостол построил здесь храм, который во время какого-то вражеского нашествия, скрылся под землёй или стал невидимым для простых людей. Те же, кто был исполнен истинной веры в Иисуса Христа, могли иногда не только видеть, но и молиться в нём. Ещё невероятней выглядели рассказы о том, что в этом храме был захоронен кто-то из апостолов, или даже сам Андрей Первозванный, после того как его душа отошла к Богу.

Объяснить появление в античном городе пещерного христианского храма со средневековым захоронением оказалось довольно-таки сложно. К тому же, сводчатый вход в храм, начинавшийся под основанием массивной крепостной стены, шириной более 2 метров, был завален камнями и тщательно замаскирован, ещё в стародавние времена. Данное обстоятельство указывало на то, что в средние века это культовое сооружение не использовалось по прямому предназначению, хотя кто-то оберегал его, и тех, кто был захоронен в нём.

Пытаясь разрешить возникшую задачу, Миллер, писал о том, что найденная им "пещера представляет собой средневековый храм, открыта была случайно русскими насельниками и ими использована для погребения".

Данное определение кое как объясняло наличие погребения, особо чтимого старообрядцами, но оно никак не согласовывалось с остальными находками, и прежде всего с четырёхконечным глиняным светильником. Учитывая данное обстоятельство, Миллеру пришлось указать на тот факт, что "светильник этот, функционально вполне отвечая пещерному храму, в то же время по своей форме и технике изделия не может быть относим к русским пришельцам в край". Другими словами, обнаруженный археологами таинственный пещерный храм мог возникнуть и в античное время, как и все остальные пещерные; храмы первых христиан, Если это так, то мы вплотную приблизились к объяснению загадочного предания, об Андрее Первозванном, который, якобы, не только освятил Кобяковский холм и установил на его вершине каменный крест, но и построил первый на территории России христианский храм.

 

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ И ДОН.

Многим верующим и не безразличным к судьбе России гражданам хорошо известно предание о путешествии апостола Андрея по .Днепру и Волхову. И лишь немногие знакомы с фактом его пребывания на Дону. Тем не менее, в "Истории Русской Церкви", принадлежащей перу митрополита Макария, мы читаем буквально следующее:

"Совершивши сухой путь вокруг Азовского моря через древнюю Сарматию... он несомненно основал несколько ' частных Церквей... Ибо,,, в некоторых южных областях России, едва ли не со времён апостола Андрея, постоянно поддерживалось христианство до полного водворения его в нашем отечестве...Проходя с словом истины чрез древнюю Скифию от Дона и до Дуная, святой апостол Андрей должен был встречать на пути своём между прочим и славянские племена, даже по преимуществу славянские... И в древней Сарматии по восточному берегу Азовского моря и далее на неопределённом пространстве святой апостол Андрей в числе слушателей своих, естественно, встречал и племена славянские".

Итак, Русская Православная Церковь, однозначно подтверждает факт миссионерской деятельности апостола Андрея как на левобережье, так и на правобережье Дона. Подтверждается и факт основания в южной России нескольких частных славянских Церквей, которые сумели выжить на протяжении нескольких веков, чтобы затем влиться в лоно Русской Православной Церкви.

Как кажется, к числу таких церквей принадлежала и епархия Томи и Таны, известная византийским историкам с 4 века н.э. В 8 веке, задолго до призвания варягов, она| |зачастую именовалась Русской. О том, что донские аланы-росы, аорсы и росы были христианами, имеется огромное количество исторических свидетельств. Во всяком случае, хорошо известен тот факт, что в 5 веке н.э., донские аланы и родственные им восточноевропейские племена, покорившие буквально все государства Европы, включая и Римскую империю, в своём подавляющем большинстве состояли из христиан. Выходцы с Дона стали не только основателями большинства правящих европейских династий, но и посеяли семена христианства на большей территории Западной Европы.

А коль так, то присутствие на Священном Кобяковском холме (где некогда располагался акрополь легендарной аланской столицы), пещерного христианского храма, выглядит вполне логичным. Логичным становится и существование загадочного старообрядческого монастыря, некогда располагавшегося в кобяковских пещерах,

Как бы там не было на самом деле, но к середине 60-х годов, силами Госстроя СССР был стёрт с лица Земли сам Священный холм, а заодно и связанные с ним разные были и небылицы.

НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ.

Можно было бы не брать во внимание смутные воспоминания и внешне откровенные фантазии аксайских стариков, если бы они не находили подтверждений в реальной истории Нижнего Дона. Как говорится, нет дыма без огня.

Первое, что обращает на себя внимание это загадочный пещерный монастырь, некогда располагавшийся непосредственно у подножия Священного холма. Там, в тесных кельях, на воде и хлебе сидели таинственные затворники, которых местные жители относили к старообрядцам. Те же кто был более сведущ в вопросах истории, указывали на .то, что таинственные затворники есть никто иные как медведицкие староверы, искавшие в этих местах затерянное царство "древнегo благочестия". Были и такие, кто усматривал в монахах языческих волхвов, хотя точно никто не знал кто они и какой веры;

После революции, этот своеобразный монастырь был разрушен. Судьба же его обитателей осталась тайной за семью печатями, хотя какие-то таинства совершались на холме и после разгрома монастыря. В середине тридцатых годов профессор Миллер A.A; писал: "По рассказам старожилов, на первом холме Кобякова городища было давнее старообрядческое кладбище с погребениями каких-то чтимых лиц, так как в старое время сюда приходили старообрядцы и молились".

В 1926 году, экспедиция Миллера, приступила к интенсивным раскопкам на Священном холме Кобяковского городища, но ни каких следов старообрядческого кладбища, там обнаружено не было. На самом деле, археологам открылся акрополь крупного античного города, с мощными каменными стенами, сторожевыми башнями и большими каменными домами, иногда под черепичной крышей. Весь материал указывал на то, что перед учёными открылась пропавшая в пространстве и во времени легендарная столица донских алан, которую именовали Ак-Ас, что значит город Всемогущего Бога.

Казалось бы, что полученный в результате раскопок археологический материал полностью опроверг домыслы местных жителей о старообрядческом кладбище, и о захоронениях каких то очень чтимых лиц. Более того, ещё в 1918 году, В.В. Богачёв писал: "По Кобяковой балке поселилось много старообрядцев. Их усадьбы до сих пор приметны, по крестам на могилах их хозяев (хоронят своих покойников во дворах, а не на общем станичном кладбище", Другими словами, монастырь и всё, что было с ним связано, не имели никакого отношения к гипотетическому старообрядческому кладбищу, ибо такового вообще не могло существовать в природе.

Однако нет дыма без огня. А потому участники экспедиции, самым удивительным образом, неожиданно наткнулись на таинственный пещерный храм с не менее таинственными захоронениями в нём,

ОБРЕТЕНИЕ ХРАМА.

Уже беглого взгляда достаточно было для того, чтобы установить культовый характер подземного сооружения и его сугубо христианскую принадлежность. Однако, никаких аналогов с известными на тот момент православными церквями этот храм не имел.

Cтрого ориентированный по оси восток - запад, он имел на восточной, алтарной стороне нишу с деревянным ящиком и фрагментами ритуальных сосудов.

Вдоль оси храма были обнаружены всего два захоронения, при которых найдены нательные кресты; деревянный и медный с позолотой. Второй, явно принадлежал старообрядцу 16-17 веков, что ввело участников экспедиции в полное замешательство.

Логичным становится и упоминание в священных преданиях Валаамского монастыря факта крещения апостолом Андреем не только скифов и словен, но и казаков (касогов). Там же говорится и о том, что кроме крещения апостол "поставлял по всем тем местам кресты каменные".

ОБРЕТЕНИЕ КРЕСТА.

Нет причин сомневаться в том, что как для Православной Церкви, так и для России в целом, обретение хотя бы одного каменного креста воздвигнутого апостолом Андреем, стало бы величайшим событием в духовной и культурной жизни русского народа. Однако настойчивые поиски священной реликвии не принесли желаемого результата. Неудачами православных археологов не замедлили воспользоваться скептики и снобы из числа сторонников западной цивилизации, которые вообще поставили под сомнение сам факт пребывания апостола Андрея на территории России. Особенно рьяно критиковалось предание об апостоле Андрее, после провальной экспедиции К.А. Лохвицкого, которому, не смотря на все старания, не удалось найти каких-либо подтверждений существованию каменного креста на киевских горах,

Здесь следует напомнить, что причиной, по которой крест искали в Киеве, было известное предание из "Повести временных лет", в котором сказано: "И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помолився Богу, и слез с горы сея, иде же после же бысть Киев". Сосредоточив всё своё внимание на киевских горах, церковь и наука не обратили должного внимания на то, что ещё в раннем средневековье, величественный каменный крест можно было наблюдать на вершине Священных гор, располагавшихся на берегах Дона.

В первой половине 16 века, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, во время своего путешествия в Азов, много слышал об этих Священных горах, и даже побывал на них, осмотрев развалины какого-то древнего города. Казалось бы, что данных свидетельств должно было хватить для того, чтобы попытать счастье обретения священной реликвии на донских берегах. Однако по каким-то непонятным причинам Дон оказался вне поля зрения российских учёных. И как выясняется зря.

В 1953 году аксайский краевед А.Скрипов, с группой своих учеников, проводя раскопки на Священном кобяковском холме, среди прочих античных древностей, обнаружил монументальный каменный крест Не смотря на явную христианскую принадлежность крест был поименован Аланским и доставлен во двор краеведческого музея аксайской средней школы. В то время никто не решился официально связать его с апостолом Андреем Первозванным, что в свою очередь должно было защитить священную реликвию от рук воинствующих атеистов. Но не там-то было...

ЧУДО О КРЕСТЕ.

Явление креста Андрея Первозванного, в городе Аксае, прошло незамеченным, как для церкви, так и для средств массовой информации, Тем не менее история эта дошла до сведения "компетентных" органов, которые мгновенно оценили всю значимость данной находки как для православных верующих, так и для всего русского народа в целом. Пламенные борцы с Русской историей, ничуть не сомневались в том, что так называемый аланский крест не имеет никаких прав на существование, а потому немедленно должен быть ликвидирован.

С этой целью, под покровом ночи во двор школьного музея были доставлены заключённые, которым поручалось погрузить крест на машину, вывезти его за город и уничтожить, Казалось бы, что в данной ситуации, никто и ничто не сможет спасти священную христианскую реликвию. Но случилось чудо. Крест стал неподъёмным. Как не старались зэки, но им не удалось оторвать его от земли. Тогда "гражданин начальник", руководивший операцией приказал уничтожить крест прямо во дворе музея.

Но и эта затея не увенчалась успехом. Кувалды и зубила не причиняли кресту ни какого вреда, нанося в свою очередь увечья тем кто прикасался ими к священной христианской реликвии.

Видя такое чудо, заключённые взбунтовались, и категорически отказались разбивать крест, Тогда руководитель операции принял решение закопать крест, тут же во дворе музея. Не имея возможности выполнить задание надлежащим образом, он пошёл на прямой подлог, который с нескрываемой радостью был одобрен всеми присутствующими.

Дружно и без устали работали заключённые, пока многометровый слой земли не поглотил священную христианскую реликвию и несколько половецких баб в придачу.

Так об этой истории говорит народная молва. Достоверно же известно, что в ту ночь с музейного двора исчез каменный аланский крест и несколько половецких баб, взамен которых появилась свежая земляная насыпь. Говорят и о том, что А.Скрипову удалось отыскать одного из участников тех событий, который подтвердил, что крест целым и невредимым был закопан в глубокой яме прямо в музейном дворе. Если это так, то Русская Православная Церковь и русский народ, ещё сохраняют шанс обрести одну из самых драгоценных своих реликвий, Священный крест Андрея Первозванного.



Hosted by uCoz